Специфика государственного управления в социальной сфере.  

Специфика государственного управления в социальной сфере.

Довольно широко распространено понимание социальной политики как политической деятельности государства и партий по экономическому, социально-политическому, идеологическому обеспечению и согласованию общественных, групповых, личных интересов граждан. Немало сторонников в научной среде имеет и определение социальной политики как деятельности государства по поддержанию устойчивости общества как системы, государственного регулирования отношений и связей между людьми (группами) по поводу их положения в обществе и образа жизни.

Предметом социальной политики являются свойства, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизводимые и отражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их общественного положения. Политическое руководство определяет цели социального развития общества, а комплекс мер по их реализации – важнейшая задача социальной политики. Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправления, производственные коллективы реализуют социальную политику по достижению социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния, улучшением качества его жизни, обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

В системе субъектно-объектных отношений объектом социальной политики выступает все самодеятельное население, отдельные граждане, социальные общности определенного уровня, объединенные конкретными связями и отношениями.

Субъектами социальной политики являются государственные органы власти, организации и учреждения (чью деятельность по управлению различными сферами общества мы рассматриваем в рамках данной и многих других дисциплин), а также функционирующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан и инициативы. Однако основными субъектами социальной политики неизменно являются законодательные, исполнительные, судебные органы власти, определяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики государства и проводящие непосредственно практическую работу по ее реализации.

При этом их деятельность в области социальной политики направлена на реализацию на практике с учетом соблюдения принципов социальной справедливости четырех главных функций: защитной, перераспределительной, стабилизационной, воспитательной.

Защитная функция подразумевает обеспечение прожиточного минимума, а также предоставление государственных гарантий для предотвращения и минимизации последствий стихийных бедствий и катастроф. С ее позиций социальная политика заключается в установлении минимальных пенсий, заработной платы, оказании отдельных услуг независимо от доходов (образование и медицинская помощь).



Перераспределительная функция предполагает перераспределение материальных благ и организационные усилия по обеспечению достигнутого уровня жизни. Она воздействует на уровень и структуру цен, сохраняя как реальные доходы населения, так и прибыль предпринимателей, пособия, льготы. Неслучайно социальная политика всегда соизмеряется с социальной справедливостью как мерой гражданского равенства и неравенства, вклада и воздаяния.

Стабилизирующая функция стремится к обеспечению социальной и политической устойчивости общества и государства. Государственная политика в указанном направлении акцентирована на выявлении латентных потребностей граждан для регулирования скрытых напряжений. Поддержание стабильности предполагает также формирование социально значимых потребностей, которые способствуют общему подъему социально-культурного уровня личности и общества.

Наконец, воспитательная функция – это регуляция образа жизни населения (через налоги, поощрение благотворительности, предпринимательской инициативы) в сочетании с репрессивными средствами (борьба с наркобизнесом, криминальными структурами, нелегальной иммиграцией и т.д.).


2617872566329207.html
2617910886329338.html
    PR.RU™