Объясните, что такое интервью  

Объясните, что такое интервью

Чрезвычайно важно растолковать детям, что их ждет - рассказать, как вы собираетесь работать, чего хотите от них, какие правила необходимо соблюдать - не перебивать говорящего, внимательно всех слушать и т.д. Такое откровенное «заявление о намерениях» поможет детям расслабиться и предупредить возможные недоразумения. Поинтересуйтесь, есть ли у них вопросы, все ли им понятно. Дети задают иногда совершенно неожиданные вопросы, с вашей точки зрения неуместные или не имеющие никакого отношения к сказанному вами. Все равно отнеситесь к ним со всей серьезностью.

СМИ интересуют детей чрезвычайно и могут вызвать у них нереальные надежды, которые после опубликования конечных результатов интервью сменяются подчас разочарованием и огорчением. Сообщите детям, как вы намерены использовать материал интервью, и какова вероятность, что он будет опубликован.

Конфиденциальность и анонимность

Конфиденциальность - краеугольный камень общения с детьми. Узнайте у детей, желают ли они, чтобы их фамилии были названы. При малейших сомнениях на этот счет, называйте только имя или вымышленную фамилию. Мы, взрослые, и не подозреваем, какому риску подчас подвергаются дети, высказывая совершенно безобидные на наш взгляд суждения.

Анонимность позволит детям открыть наконец самые сокровенные свои мысли и чувства, которые им отчаянно хочется предать огласке. При отсутствии анонимности они на это не решатся.

И наоборот - некоторые дети предпочитают быть названными по фамилии. Журналисты и социальные работники склонны употреблять только имена детей (частенько даже не давая себе труда узнать их фамилии), что имеет несколько пренебрежительный оттенок. Так кое-кто из белых американцев обращается к своим чернокожим соотечественникам, особенно к находящимся у них в услужении, – «садовник Джим», «кухарка Глэдис». Есть ли в этом хоть капля уважения к людям? Если дети дали согласие на публикацию их имен, уточните, как именно они хотят называться: возможно, они предпочитают привычному уменьшительному свое полное имя.

Проводя интервью вместе с фотографом, выясните, не возражают ли дети против опубликования снимков. Да и желают ли они вообще фотографироваться? Не считайте это само собой разумеющимся. Хотят ли они, чтобы в подписи под снимком стояли их фамилии? Но прежде всего объясните, каково назначение этих фотографий.

Главная ваша забота - безопасность детей. Они, случается, рады-радешеньки фотографироваться, но вы, зная, что они мелкие правонарушители, беглецы, потенциальные жертвы насилия в любом его проявлении, не станете называть имена и сфотографируете их в тени или с лицом, прикрытым рукой либо частью одежды, чтобы их нельзя было идентифицировать..

Вместе с тем соблюдение конфиденциальности не является непреложным законом. Допустим, ребенок рассказывает о насилии над ним или о чьих-то замыслах, связанных с серьезным ущербом ему или другому; вы обязаны сообщить об этом в соответствующие административные органы - в органы внутренних дел и органы опеки. Лучше делать это с ведома и согласия ребенка. Если в ходе интервью вскрывается нечто подобное, объясните детям, какие последствия может иметь для них предание этих фактов гласности. Будьте с детьми предельно честны (см. «Очень интимные темы»). Если в ходе интервью всплыли неожиданные факты и вы плохо себе представляете последствия их огласки, свяжитесь с общественными организациями, способными пролить на это свет, а затем, если это возможно, повторно обсудите с детьми проблему конфиденциальности.



Для начала постарайтесь сблизиться с детьми

Для большинства детей интервью - дело неведомое, и в предвидении его они обычно волнуются. Чтобы успокоить их, постарайтесь познакомиться с ними поближе. Это непросто - дети все разные, к каждому ребенку, а тем более к группе детей, требуется особый подход. И время.

Для начала отложите в сторону блокнот, диктофон и прочую аппаратуру до тех пор, пока они вам не потребуются. Забудьте о них на время, но зато внимательно вслушивайтесь и вдумывайтесь в слова детей. Лед отчуждения хорошо взламывают общие игры, песни, танцы. Неплохо также предложить детям нарисовать что-нибудь, относящееся к их жизни.

Но не оказывайте давления - будьте лишь открытым и чистосердечным. Дети прекрасно чувствуют неискренность и, если утратят доверие к вам, не откроют свои души. Нотки снисходительности в вашем голосе, нелепые предложения, не соответствующие данной возрастной группе, на начальном этапе могут загубить ваше интервью. Не можете придумать, что делать? Спросите их. Не стыдитесь выказать свою слабость. Они охотно придут на помощь.

Пользуясь аппаратурой, объясните детям, что это такое и каково ее назначение. Пусть они произнесут что-нибудь в микрофон, посмотрят в видоискатель камеры, проследят, как вы стенографируете слова.

Речевые приемы

Говорите с ребенком на вы – ведь вы бы не стали «тыкать» взрослому респонденту без его предварительного разрешения. На детей постарше это почти наверняка произведет благоприятное впечатление – они оценят, что к ним обращаются как к равным. Детям помладше вы можете показаться чудаком – если почувствуете, что им неловко, предложите перейти на ты, подчеркивая таким образом, что вы всерьез хотите вести разговор на равных. Пусть это будет ваш первый «договор», начало вашего небольшого совместного проекта под названием «интервью».

Употребляйте простые выражения, понятные как взрослым, так и детям. Чтобы узнать, как разговаривают пятилетки или дети 13 лет, прислушайтесь к их разговорам. Сомневаясь, будут ли те или иные слова и выражения, употребляемые вами, понятны детям, посоветуйтесь со взрослым, регулярно с ними общающимся. Ищите подтверждений того, что дети вас понимают. Не найдете - попытайтесь объясниться иначе. Простое повторение сказанного ничего не меняет. Не стройте из себя большого ребенка, не подделывайтесь под язык детей – просто выкажите им уважение, употребляя понятные выражения (так же, как во время интервью с престарелым специалистом вы исключили бы из своего лексикона современный слэнг).

Старайтесь вникнуть в смысл сказанного детьми, даже если они не умеют достаточно ясно выразить свою мысль. Ваша заинтересованность уже сама по себе важный стимул для них. Если все же их слова остаются для вас загадкой, не стесняйтесь попросить разъяснения: «Растолкуйте мне, пожалуйста, получше, что вы имели в виду? Мне это крайне важно».

Случалось ли вам говорить с собеседником, который подделывался под вашу речь? Как вы себя при этом чувствовали? Каким образом можно этого избежать?

Обращались ли к вам люди на непонятном жаргоне? Как этого избежать?

По каким признакам вы определяете, что ваш собеседник или собеседники вас понимают? (Понаблюдайте за беседующими людьми или проследите за поведением незнакомого человека, с которым вы разговариваете).

Как начать интервью

Обычная процедура интервьюирования часто неприменима к детям: вопросы в лоб не вызывают у них желания говорить, а если уж они говорят, то не то, что думают, а то, что хотел бы услышать интервьюер.

Взрослые, в первую очередь учителя и родители, без конца задают детям вопросы, желая при этом, как правило, услышать нечто, им импонирующее, и дети невольно приучаются находить такой ответ, который удовлетворил бы взрослых – «правильный ответ». Желая узнать, что думают дети, объясните им прежде всего, что для вас не существует ответов правильных и неправильных. Хорош любой.

Поначалу дети часто чувствуют себя не в своей тарелке. Вы замечаете, что они стараются подыграть вам, отыскав «правильный ответ» (особенно в присутствии авторитетных взрослых - учителей, полицейских, социальных работников, почему их присутствие и нежелательно). Помогите детям прийти в себя и осознать, что интервью - не экзамен, не тест на способности, а способ ознакомления с их суждениями и видением мира. Слушайте их внимательно, с интересом, - и они быстро поймут, чего вы от них ждете.

Наилучшие результаты дает интервью, участники которого чувствуют себя хозяевами положения. Тогда интервью представляется им беседой, в которой им принадлежит главная роль, а вам - второстепенная. После того как у них развяжутся языки, вам не трудно подбросить им для обсуждения интересующие вас темы или невзначай задать вопрос.

Работая с группой, всячески поощряйте споры между участниками интервью. При наличии времени вы, проявляя интерес к ходу дискуссии, можете приобрести обширную и исчерпывающую информацию, какую редко получаете, задавая детям формальные вопросы.

Никогда не принуждайте детей говорить. Вполне возможно, что некоторые из них явились на интервью не по своей воле; другие не могут превозмочь боязнь; третьим нечего сказать; а есть и такие, кто просто робеет. В любом случае они имеют право молчать.

При обсуждении отдельного события или поступка лучше всего для начала попросить детей дать ему свою оценку. «Как вы к этому относитесь?» - спрашиваете вы, к примеру, желая получить развернутый ответ. Избегайте вопросов типа «Тебе это понравилось?», на которые можно ответить односложным «да» или «нет».

Подход к теме

Заставить разговориться детей, особенно младшего возраста, намного труднее, чем взрослых. Для ускорения этого процесса рекомендуем:

Предложите детям рассказать о каких-то случаях из их жизни, имеющих отношение к обсуждаемой теме («Вспомните, угрожала ли вам когда-нибудь опасность и что вы при этом испытывали?»)

Покажите несколько картинок соответствующего содержания и обсудите их.

Малолеткам предложите самим что-нибудь изобразить и поговорите с ними об этих картинках.

Расскажите эпизод из вашей жизни (смешной или выставляющий вас не в лучшем свете, например, случай, когда вы испугались маленькой собачонки). Дети скорее всего забросают вас вопросами, а потом припомнят, что нечто подобное было и с ними.

Произнесите что-либо спорное, давая понять, что им не обязательно с вами соглашаться. Например: «Не понимаю, зачем спасать слонов? Не можете ли вы мне объяснить, почему дети горой стоят за них?».




2613251445846452.html
2613366720477851.html
    PR.RU™