Электролитическая диссоциация  

Электролитическая диссоциация

Содержание работы

Целью работы является экспериментальное изучение процесса электролитической диссоциации, наблюдение электропроводности растворов некоторых электролитов и установление факторов,нарушающих равновесие в растворах электролитов.

Электролитическая диссоциация - процесс распада электролита на ионы - ка­тионы и анионы - при растворении в воде или других растворителях.

Электролиты -_это вещества,растворы и расплавы которых проводят электрический ток.

Электролиты, диссоциирующие в растворах не полностью, называются сла­быми электролитами. В их растворах устанавливается равновесие между недиссоциированными молекулами и продуктами их диссоциации - ионами.

NH4OH NH4++ OH-

Константа равновесия связана с концентрациями соответствующих частиц со­отношением :

Константа диссоциации не зависит от концентрации раствора.

Степень диссоциации электролита - это доля его молекул, подвергнувшихся диссоциации, т.е. отношение числа молекул, распавшихся на ионы, к общему числу молекул электролита в растворе.

Понятие степени диссоциации неприменимо к сильным электролитам, т.к. они в водных растворах диссоциированы практически полностью. Закон разбавления Оствальда связывает константу и степень диссоциации в соотношение:

где См - молярная концентрация

Для растворов, в которых диссоциация электролита мала и величиной α. в зна­менателе можно пренебречь, уравнение закона Оствальда упрощается:

т.е. при разбавлении раствора степень диссоциации вырастает. Равновесие в растворах электролитов является динамическим и изменение условий влечет за собой нарушение равновесия.

На сдвиг равновесия влияет изменение концентрации одного из ионов, находя- щихся в растворе. При увеличении концентрации этих ионов они могут связываться с ионами противоположного знака, и следовательно, приводить к уменьшению степени диссоциации этого электролита. Наоборот, уменьшение концентрации одного из ио­нов вызывает диссоциацию нового количества молекул. Другими словами, диссоциа­ция электролита уменьшается от введения в раствор одноименных ионов.

Порядок выполнения работы

Об относительной силе электролита можно судить по электропроводности его раствора или по химической активности в реакциях.

Задание 1. Изучение влияния концентрации природы электролита, характера растворителя на степень диссоциации.

Опыт 1.Сравнение электропроводности растворов некоторых электролитов.



Угольные электроды, укрепленные на деревянной дощечке, опустить в стакан вместимостью 50 мл и включить их в цепь последовательно с электрической лампоч­кой. Вставить вилку в штепсель. В стакан с электродами налить 20-30 мл дистиллиро­ванной воды. Загорается ли лампочка? Проводит ли вода электрический ток?

1. Внести в стакан с водой 4-5 микрошпателей измельченного сахара. Является ли проводником раствор сахара? Перенести электроды в стакан с дистиллированной водой и промыть их.

2. В сухой стакан насыпать поваренную соль так, чтобы она покрыла дно ста­кана. Опустить в соль электроды. Проводит ли ток сухая соль? Прилить 20 мл ди­стиллированной воды. Что наблюдается? Промыть электроды дистиллированной водой. Объяснить, почему сухая соль и дистиллированная вода, взятые в отдель­ности, тока не проводят, а раствор соли является проводником тока.

3. В четыре стакана налить по 20 мл 0,1 н растворов последовательно: НСl, NаОН, СН3СООН и NH4OН. Испытать электропроводность этих растворов с по­мощью электродов и лампочки. По степени накала лампочки сделать вывод о силе этих растворов.

4. Слить вместе растворы СНзСООН и NH3 Испытать электропроводность полученного раствора. Объяснить разницу в степени накала лампочки в этом случае и при прохождении тока через растворы уксусной кислоты и аммиака, взятые от­дельно.

Опыт 2. Характер диссоциации гидроксидов.

В 5 пробирок внести по 4-5 капель 0,5 н растворов:

в 1 – MgCl2

во 2 – АlCl3

в 3- Na2SiO3

в 4- NiSO4

в 5- ZnSO4

В 1, 2, 4, 5 пробирки прибавить по несколько капель (до начала образования осадков) 0.5 н раствора щелочи. В 3-ю пробирку внести 2н- раствора НС1. Разделить содержимое каждой пробирки на 2 части; к первой половине прилить 4-5 капель 0,5 н раствора НСl, ко второй - 6-8 капель 0,5 н раствора щелочи. Определить химический характер гидроксидов (в обеих ли пробирках сохранился осадок)? Кислотными, основными, или амфотерными свойствами они обладают? Каковы их химические свойства? Записать в виде таблицы данные, полученные в холе этого опыта.



Таблица 2.1

Название гидроксидов Химические свойства Формула гидроксида Схема диссоциации (без ступеней)

Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне ионов

Al+3 Si+4

В прямой или обратной зависимости находится усиление кислотных свойств гидроксидов от степени окисления?

Сделать общий вывод о влиянии радиуса, заряда и внешней электронной обо­лочки на характер диссоциации.

Задание 2. Сравнение химической активности кислот.


2612107655705134.html
2612175610231811.html
    PR.RU™